На что нужно обратить внимание при составлении бизнес-плана?
Рассказывает Евгения Комиссарова — бизнес-ангел и коуч
Бизнес-план — документ, раскрывающий перспективу развития организации или проекта, отражающий основные этапы и все существенные риски.
Основная цель создания: оценить перспективы организации или проекта и уже на начальном этапе выявить подводные камни, которые могут помешать реализации идеи.
Этапы создания бизнес-плана:
1. Анализ рынка и конкурентов.
— необходимо выяснить уровень спроса, степень насыщенности рынка конкурентной продукцией, уровень цен, преимущества и недостатки конкурирующих компаний и их продукции/услуг;
— сформировать прогноз рыночной ситуации на ближайшие годы.
2. Сбор информации.
— поиск оптимальной системы налогообложения, составление списка необходимых расходов;
— оценка доступных источников финансирования и условий, на которых придется возвращать средства;
— оценка планируемых объемом производства и продаж.
3. Финансовое моделирование.
— подготовка расчетов продаж, потенциальной прибыли, убытков и других важных показателей.
5. Написание плана.
— резюме проекта с четкими цифрами и данными;
— описание продукции или услуги;
— анализ рынка;
— маркетинговый план;
— план производства;
— организационный план;
— финансовый план;
— риски.
На что нужно обратить внимание при составлении бизнес-плана:
- 1. Не забывайте про исследования рынка. Недостаточное изучение целевой аудитории, конкурентов и тенденций рынка может привести к принятию неверных стратегических решений.
- 2. Не игнорируйте риски. Бизнес-план должен включать в себя анализ рисков и стратегии управления ими.
- 3. Учитывайте законы, относящиеся к сфере бизнеса. Их нарушение может привести к юридическим проблемам.
- 4. Четко определите цели и пути их достижения.
- 5. Используйте только достоверные и обоснованные данные исследования рынка.